Методическая разработка для учащихся 8-9 классов

Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Методическая разработка

для учащихся 8-9 классов

«Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения»

 

 

Авторы-составители: Малиновская Т. Л.,

Тулаева И.Ф.,

учителя русского языка и литературы

 

 

Санкт-Петербург

2011

Викторина

«Сподвижник просвещения»

( 8 – 9 классы)

Между Петром I и Екатериной II

он один является самобытным

сподвижником просвещения
А.С. Пушкин .

Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова.

Задачи:

- воспитывать чувство уважения к истории родной страны ;
- обучать умению вести диалог, работать в группах;
- развивать творческие способности, внимание, память.

Форма проведения: викторина.

Образовательные и воспитательные технологии: традиционные (соревнование), информационно-коммуникативные, сотрудничество.

Оборудование:

- мультимедийный комплекс (ПК, проектор), звуковая система (или магнитофон);

-  портрет М.В. Ломоносова,

- таблица результативности работы команд.

 

Информационно - образовательные ресурсы:

Презентация (PowerPoint 2007)

Участники: 3 команды по 7-8 учащихся; куратор викторины (учитель-предметник), ведущие – 2 человека.

Длительность викторины – 45 минут

План проведения викторины.

  1. Приветственное слово учителя.
  2. Сообщение ведущими викторины темы, правил игры (команды отвечают на вопросы викторины в порядке очередности; при отсутствии ответа команды право ответа переходит другой команде; балл засчитывается ответившей команде).
  3. Игра-викторина.
  4. Рефлексия: создание каждой командой эссе по теме викторины (наивысшую оценку – 10 баллов – получает команда, сумевшая привести  максимальное количество фактов из биографии и жизнедеятельности учёного).
  5. Подведение итогов, награждение команды (или каждого ее представителя) Наградным листом, оформление которого стилизовано под XVIII в (вариант прилагается в презентации ).

Ход проведения мероприятия

Эпиграф на доске


«Ум веселится, вспоминая Ломоносова.

Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела.

Любо говорить о Ломоносове, и, если я скажу звягливо и рогато,

ты расскажи чиновно, с церемонией.

Кого любишь, о том думаешь, за тем и ходишь глазами ума»
Б. В. Шергин
«Слова о Ломоносове»


1. Вступительное слово учителя:
– В истории XVIII столетия одной из самых выдающихся фигур стал М. В. Ломоносов, не только своим участием в основании первого русского университета, но и как  ученый-энциклопедист. В 2011 году мы  отмечаем 300-летие со дня рождения нашего великого соотечественника, первого русского ученого-просветителя. Приглашаем вас принять участие  в викторине, посвященной жизни и деятельности этого человека, обладавшего талантом блистательнейшим и многогранным.

2. Ведущие попеременно задают вопросы, фиксируют полученные командами  баллы в  таблицу результативности. После того как прозвучит правильный ответ команды, на экране появляется слайд с изображением, подтверждающим верный ответ.

3. Игра-викторина

Ведущий  1:
– В 1711 г., в эпоху, когда совершались великие преобразования, родился человек, который окончательно разделил науку и искусство, будущий славный русский ученый, поэт. Кто правил Россией в это время? (Петр I)
(Слайд № 1. Портреты Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II).

Ведущий  2:
– Страстное желание учиться не давало Михаилу покоя. В конце 1730 г.он сбежал из дома и с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы «овладеть высшими науками». Соберите М. В. Ломоносова в дорогу, когда он пешком из далекого Курострова, из деревни Мишанинской, отправляется «за ученостью».
(Слайд № 2. Названия предметов одежды поморского рыбака XVIII века.)


Ведущий 1:
–  Назовите авторов первых учебников М. Ломоносова?                                                      После ответа команд:
(Слайд № 3. Изображение учебников: «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Милетия Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого.)

Ведущий 2:
– Как называлось высшее учебное заведение, в котором учился М. В. Ломоносов?
(Слайд № 4. Изображение учебных заведений XVIII в. Назвать и указать Славяно-греко-латинскую академию.)

Ведущий 1:
– На каком языке писалось большинство книг в XVIII в.?
(Слайд № 5. Цитаты на латыни с переводом.)

Ведущий 2:
– Когда и кем основана Петербургская академия наук?
(Слайд № 6. Изображение Академии.)

Ведущий 1:
– Какие науки изучал М. В. Ломоносов за границей?
(Слайд № 7. Назвать науки по изображенным приборам (математика, физика, химия, механика, гидростатика, гидравлика).

Ведущий 2:
– Какими языками овладел М. В. Ломоносов за границей?
(Слайд № 8. Цитаты на немецком, французском, итальянском языках.)

Ведущий 1: –Назовите фамилию героя Отечественной войны 1812 г., связавшего жизнь с внучкой
М. В. Ломоносова Софьей.
(Слайд №9. Портрет Н. Н. Раевского.)

Ведущий 2:
– Должность адъюнкта получил М. В. Ломоносов в Петербургской академии в 1742 г. Соотнесите с современным названием должности (помощник профессора).
(Слайд № 10. Перечень названий преподавательского и руководящего состава Академии.)


Ведущий 1:
– Назовите современников М. В. Ломоносова, оставивших след в российской науке и искусстве.
(Слайд № 11. Портреты знаменитых современников Ломоносова.)

Ведущий 2:
– Какое крупное астрономическое открытие принадлежит М.В.Ломоносову?               (Слайд №12. Планета Венера.  
(Наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, он обнаружил у этой планеты наличие атмосферы.)

Ведущий 1:
– М.В.Ломоносов изобрел и сконструировал несколько научных приборов. Соотнесите прибор с областью науки.
(Слайд № 13. ВИСКОЗИМЕТР (измерение вязкости жидкостей и газов),
АНЕМОМЕТР (указывает наибольшую скорость ветра и его направление), ГОРИЗОНТОСКОП (перископ с механизмом для горизонтального образа местности).)

Ведущий 2:
– Какой вклад внёс М.В.Ломоносов в развитие геологии?                                               (Слайд № 14. Минералы. (Начал собирать коллекцию российских минералов, предложил систематизировать и описывать их по внешнему виду, физическим и химическим свойствам).)

Ведущий 1:
– Увидев итальянские работы и зная, что мозаика была известна еще в Киевской Руси, Ломоносов решил возродить её. В течение трёх лет он работал над созданием своей главной картины. Как называлась эта работа?
(Слайд № 15. Выбрать: «Полтава»,
«Петр I», «Разговор с Анакреоном», «Полтавская баталия», «Великая Петрова дщерь», «Восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны».)

Ведущий 2:
– Ф. М. Достоевский считал, что «бесспорных гениев, с бесспорным новым словом во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов… Назовите двух других. После ответа: (Слайд  № 16. Портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.)

Ведущий 1:
– Побывав в Германии, М. В. Ломоносов всерьез увлекся поэзией. По немецкому образцу он создал новый размер стихосложения.
(Слайд № 17. Строки стихотворения М.В.Ломоносова, написанные ямбом.)

Ведущий 2:
– Среди поэтических строк Ломоносова есть такие:
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Какие русские поэты продолжили традиции этого стихотворения?
(Слайд № 18. Эти же микротемы из стихотворений Г. Р. Державина, А. С. Пушкина).

Ведущий 1:
– Как отмечают современники, Михаил Васильевич был азартным человеком. Однажды он устроил поэтический турнир, пригласив на него двух стихотворцев – основателя силлабо-тонического стихосложения и редактора журнала «Трудолюбивая пчела». Назовите этих поэтов.


(Слайд № 19. Портреты В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Строки их стихотворений.)

Ведущий 2:
–  Какой язык Ломоносов назвал «повелителем всех языков», поскольку им со всеми оными говорить пристало, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского»?                                   (Русский)

Ведущий 1:
– Не чужды были М. В. Ломоносову и розыгрыши. Летом 1753 г. в петербургских газетах он поместил объявление, в котором сообщалось, что тот, кто сможет объяснить «подлинную электрической силы причину и составит точную ее теорию», получит в награду сто червонных». Как вы думаете, кому досталась награда?                                    (Она до сих пор осталась невостребованной)

Ведущий 2:
– Проект создания университета в России, который долгое время вынашивал                    М. В. Ломоносов, воплотился в жизнь в 1755 г. На каких трех факультетах, по замыслу ученого, могли обучаться студенты?                                                                                         (На философском, юридическом, медицинском)
(Слайд №20. По представителям профессий назвать факультеты.)

Ведущий 1:
– Список должностей, которые М. В. Ломоносов занимал в Академии наук: советник Академической канцелярии, руководитель Исторического собрания, Географического департамента, Академических университета и гимназии. Был оценен и за пределами России: звание поче тного профессора получил в Стокгольмской и Болонской академии наук.
Но на родине Ломоносова не всегда понимали: однажды он был посажен под домашний арест, выступив против засилия немцев в Академии.
Подорванное здоровье привело к долгой болезни. За две недели до кончины он писал:
(Слайд № 21. «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют». Изображение могилы Ломоносова.)

Ведущий 2:
– Где захоронено тело М. В. Ломоносова?                                                                                (На Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.)

Ведущий 1:
– Сегодня имя великого ученого носят университеты в Москве, Днепропетровске и Архангельске, лицеи в Йошкар-Оле и Архангельске, школы в Самаре и Москве, фарфоровый завод в Санкт-Петербурге. В состав Петродворцового района Санкт-Петербурга входит город Ломоносов. Как назывался этот город до 1948 г? Почему ему присвоили имя Ломоносова?                                                                                          (Ораниенбаум. В 1753 г. земли близ города в деревне Усть- Рудицы были пожалованы Ломоносову для строительства фабрики мозаики.)
(Слайд №22. Вид города: современные и старинные.)

Ведущий 2:
–  Имя Ломоносова присвоено географическим объектам. В каком заливе находится полуостров Ломоносова?                                                                                                                           (Амурский залив)

Ведущий 1:
–  Как называется минерал, названный в честь ученого?                                          (Ломоносовит)
(Слайд № 23. Изображение залива; минерала.)

Ведущий 2:
– Назовите автора, одного из первых памятников М. В. Ломоносову в Архангельске, построенного на народные средства и открытого в 1832 г?
(Слайд № 24. Изображение памятника; скульптор И.П.Мартос.)  

4. Рефлексия
–  Задание командам: используя полученную информацию, напишите небольшое эссе о великом ученом на тему «Все испытал и все проник»                                                           (время работы до 7 минут).                                                                                                    Чтение работ.

Учитель:
– Все помыслы М. В. Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования в России. «Мое единственное желание, –  писал он. – состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы».

Подведение итогов, подсчёт баллов, награждение команды-победителя.

Литература.

  1. Астафуров В. И. М. В.Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Балязин В. Н . Занимательная история России: 1700 – 1762 гг. – М., 2002
    Исторический лексикон. XVIII век. – М.,1996
    Белявский М. Т. М. В.Ломоносов и основание Московского университета. – М.: МГУ, 1955.
  3. Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. – М.: МГУ, 1986.
  4. Белявский М. Т. Ломоносов –  наш первый университет. –  М.: МГУ, 1961.
  5. Буторина Т. С. М. В.Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2001.
  6. Буторина Т. С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. –  Архангельск-Москва, 2005.
  7. Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Лебедев Е. Н. Михаил Васильевич Ломоносов., Ростов-на –Дону, 1997.
  1. Ломоносов М. В. Стихотворения. – М., 2008