Что такое УНИО, или может ли ученик делать научные открытия

Что такое УНИО, или может ли ученик делать научные открытия

Наука есть ясное познание истины,

просветление разума, похвала юности, старости подпора…

М.В.Ломоносов

Казалось бы, не совсем привычное сочетание слов: наука, научные труды и учащиеся гимназии. Тем не менее, эти термины абсолютно совместимы. Подобный результат образования в Ломоносовской гимназии далеко не случаен.

Исследовательская деятельность учеников – одна из сторон образовательного процесса гимназии. Педагогический коллектив совместно с учащимися, их родителями и представителями научной и культурной общественности города создал специальную структуру – Ученическое научно-исследовательское общество (в дальнейшем УНИО). Свою работу УНИО ведет с 1992 года. Вступить в члены УНИО можно с 5 класса, выбрав свою интересную тему для исследования.

УНИО позволило более органично реализовать связи основного и дополнительного образования, сделать образование по-настоящему личностно значимой ценностью для гимназистов – членов УНИО.

В соответствии с педагогической концепцией развития Ломоносовской гимназии в УНИО созданы и активно работают три ведущих секционных «блока»: гуманитарный, естественнонаучный и физико-математический. Внутри этих «блоков» существуют более конкретизированные секции по предметной направленности или по специальной тематике (например, секция, посвящённая М.В. Ломоносову).

В секции объединяются гимназисты разных возрастных групп. В связи с этим очень важно создать и закрепить линии общения, объединяющие членов секций. Для достижения этой цели и демонстрации реального вклада каждого в работу секции и общества, существуют общешкольные традиционные праздники: посвящение пятиклассников в члены УНИО, Ломоносовские чтения, интеллектуальные ринги, итоговые конференции. Кроме этого члены УНИО принимают участие в конкурсах и проектах других детских общественных объединений: «Юные за возрождение Петербурга», «Союз юных петербуржцев» и «Ребята Выборгской стороны».

Во всём разнообразии жизни Общества вместе с гимназистами – их педагоги, направляющие деятельность юных исследователей. Миссия педагогов-кураторов ученической исследовательской работы гимназистов чрезвычайно важна. Именно эти специалисты вводят подростка в «страну познания», прививают ценные человеческие качества: упорство в достижении поставленной цели, терпение, стремление к получению объективных результатов и т.д.

Благодаря УНИО учащиеся старших классов гимназии получают возможность систематически работать на кафедрах, в лабораториях, музеях, библиотеках и архивных различных высших учебных, научно-исследовательских и культурно-исторических учреждений Санкт-Петербурга. Приобщение старшеклассников к практике современных научных исследований, к общению с представителями науки и культуры, ставшими научными руководителями гимназистов, оказывает большое влияние на профессиональную ориентацию и выбор жизненных планов и перспектив.

Чем интересно УНИО педагогам, родителям и детям?

Этот вопрос был задан в анкетах на одной из Конференций УНИО. Вот какой результат мы получили.

Во-первых, УНИО позволяет развивать творческие возможности и способности учащихся.

Во-вторых, гимназисты овладевают полезными видами познавательных умений.

В-третьих, учащиеся могут получить дополнительную информацию (сверх образовательной программы) по интересующей их теме.

В-четвертых, это позволяет тесно сотрудничать с научными и культурными учреждениями СПб, музеями, библиотеками.

Ученическое научно-исследовательское общество живет и развивается. Деятельность общества продолжается, становясь все более сложной, разнообразной и, надеемся, интересной.

 

Александрова Татьяна Константиновна – научный руководитель гимназии, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.