Концепция Ломоносовской гимназии
ОТ ЦЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ К ЦЕННОСТЯМ ЖИЗНИ,
А ОТ НИХ К ЦЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Ценностные ориентиры, положенные в основание предлагаемой Вашему вниманию концепции воспитательной системы Ломоносовской гимназии № 73, не являются абстрактными. Может быть, именно этот факт делает ее жизнеспособной, действенной, личностно воспринятой всеми участниками образовательного процесса – педагогами, учащимися и их родителями.
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – яркий образец служения Отечеству, стремления к познанию, самореализации в разнообразных сферах жизнедеятельности: в науках, в общественной деятельности, в поэзии, в филологии, в искусстве, достижения вершин в собственном личностном развитии.
В предложенной концепции четко определены цели и ценности воспитательного процесса. Именно в этом ее главное достоинство и “изюминка”.
Восхождение к ценности индивидуальности каждого отдельного человека осуществляется через становление учащихся субъектами учебно-познавательной деятельности, через целенаправленное и последовательное формирование учебно-познавательного инструментария и основ научно-исследовательской культуры в образовательном процессе.
Именно система научных знаний выступает базой для освоения и личностного принятия учащимися гуманистических ценностей, эстетических и культурных идеалов истинного петербуржца, патриота, своего города, своего Отечества.
Формируемое у воспитанников гражданское самосознание опирается не на социальные абстракции (долг и ответственность вообще), а на конкретное и понятное детям бережное отношение к природе, на стремление к сотрудничеству с другими людьми, на отношение к собственному здоровью как ценности, на уважение прав и свобод личности.
Вся система воспитательной работы Ломоносовской гимназии создает реальные условия для выявления, раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка, каждого педагога – их личностной и профессиональной самореализации.
Содержание воспитательной концепции учитывает возрастные и психологические особенности воспитанников, особенности и потребности всех участников образовательного процесса: программа формирования и совершенствования традиций и ритуалов; программа развития познавательного творчества учащихся; досуговые программы дополнительного образования; программа социального сопровождения и патронажа “проблемных детей”; программа психологической поддержки субъектов образовательного процесса; диагностические программы.
Реалистичность концепции придают выработанные и проверенные в многолетней практике образовательного учреждения организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации воспитательного процесса: высоко квалифицированные педагогические кадры, объединенные единым пониманием целей и задач, логики воспитательного процесса; развитие детских самодеятельных организационных структур; материально-техническая база, создающая уникальную образовательную и воспитательную среду учреждения.
Практическая значимость предлагаемых материалов состоит не только в концептуальной обоснованности воспитательной системы, но и в детальной методической проработке каждого из ее компонентов. Работники воспитательных служб образовательных учреждений найдут для себя много полезных рекомендаций по организации работы с учащимися, с педагогами, с родителями, с социальными партнерами по решению воспитательных задач.
Несомненную ценность представляют материалы диагностической программы, позволяющей оценить эффективность воспитательной системы на уровне воспитанника, педагога, родителей.
Воспитательная система Ломоносовской гимназии №73 логично и естественно вписывается в Программу развития районной образовательной системы Выборгского района. Основные подпрограммы Программы РОС: образованность, социализация, индивидуальность, здоровье, труд находят практическое воплощение и реализацию в данной воспитательной системе.
Эхов Сергей Федорович,
зав.кафедрой акмеологии
РГПУ им. А.И. Герцена,
кандидат педагогических наук,
научный консультант НМЦ
Выборгского района Санкт-Петербурга