Введение

«…Все испытал и все проник…»

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для названия сборника авторы-составители выбрали замечательные слова одного гения России – А.С.Пушкина – о другом – М.В.Ломоносове. Действительно, жизнь великого ученого–энциклопедиста, его научный и человеческий подвиг высокого служения науке и Родине являются блестящим примером для молодежи. Как известно, интересы М.В.Ломоносова были обращены к различным областям знаний: химия и физика, горное дело и минералогия, картография, поэзия, история, создание мозаичных композиций, изготовление стекла и смальт и т.д.

Нелегкий, изобилующий сложными нравственными решениями, гражданскими поступками, жизненный путь ученого-просветителя, создателя первого российского университета и академической гимназии при нем, был самым тесным образом связан с вопросами воспитания и обучения  «..просвещенного юношества…».

Гимназия № 73 Выборгского района Санкт-Петербурга носит гордое имя «Ломоносовская». Педагогический коллектив гимназии, ее администрация во главе с директором гимназии В.К.Павловой  на протяжении многих лет ведут последовательную работу по популяризации, прежде всего, педагогического наследия М.В.Ломоносова в ходе реализации учебно-воспитательного процесса гимназии. Именно поэтому «работа с великим именем», пробуждение у учащихся различных возрастных групп истинного, а не формального интереса к истории жизни и творчества М.В.Ломоносова, к его деятельности в Санкт-Петербурге, к местам, связанным с биографией ученого, являются актуальными задачами педагогов и сотрудников гимназии.

Сборник, предлагаемый вниманию читателей, содержит материалы, раскрывающие сущность работы по решению выше указанной задачи. Заинтересованные коллеги-педагоги найдут в материалах сборника описания проведения классных часов и других воспитательных дел,  посвященных «ломоносовской тематике». Особым направлением деятельности является укрепление содружества между гимназией № 73 «Ломоносовская гимназия» и музея М.В.Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии им.Петра Великого РАН. Программа по осуществлению этого содружества была специально разработана представителями педагогического коллектива гимназии, она также представлена на страницах сборника.

Важнейшим направлением педагогической концепции гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» является приобщение учащихся к основам учебно-исследовательской деятельности. Это направление – несомненная дань уважения великому ученому и, конечно же, стремление к воплощению его педагогических заветов. В материалы сборника вошли работы юных исследователей – членов ученического научно-исследовательского общества гимназии № 73 – УНИО, посвященные жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова.

Очевидно, что в преддверии наступающего 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова (2011 г.), многие педагогические коллективы захотят откликнуться на это событие, отметить его каким-либо особым образом для своих учащихся, ярко и впечатляюще. Мы надеемся, что опыт работы учителей гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» будет им в этом плане интересен и полезен.

 

Авторы и составители: Павлова В.К., Александрова Т.К.,  Лебедева Е.С.,  Гмиро Л.В., Золотарева Л.Н.,  Подлесных Е.А.

Научный редактор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им.А.И.Герцена – Александрова Т.К.

 

Издательство «Амфора»

 


[1] О цитате из А.С.Пушкина - ПСС А.С.Пушкина в 10 томах, 1978 г. издания, т.7