Методическая разработка для учащихся 1-2 классов

Государственное общеобразовательное учреждение

гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка

для учащихся 1-2 классов

«Служить Отечеству»

Автор-составитель: Золотарёва Л. Н.,

учитель начальных классов

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

Классный час

«Служить Отечеству»

( 1 – 2 классы)

 

Цель: способствовать возникновению интереса учащихся младшего школьного возраста к личности М. В. Ломоносова.

 

Задачи:

- познакомить с биографией ученого (адаптированной для младшего школьного возраста);

- познакомить с научными исследованиями и открытиями М. В. Ломоносова, рассказать об их  важности в развитии научной мысли в России.

- развивать кругозор детей;

- воспитывать интерес к истории России.

 

Образовательные и воспитательные технологии: информационно-коммуникационные, традиционные.

 

Оборудование: мультимедийный комплекс (ПК, проектор).

Информационно - образовательные ресурсы:

  1. Презентация (PowerPoint 2007); или иллюстрации, отражающие фрагменты жизни ученого, географические места, связанные с ним.
  2. Музыкальное сопровождение (песни Северного русского народного хора, классическая музыка и т. д.).

 

Ход мероприятия.

 

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, как называется наша страна?

- Какими открытиями, какими людьми прославилась она?

 

2.Работа по теме. Рассказ учителя (сопровождается слайдами).

 

Сегодня мы будем говорить о великом русском ученом М. В. Ломоносове (слайд 1). Отправимся мы с вами в путешествие в далекий XVIII век в в Куростровскую волость Двинского уезда Архангелогородской губернии(слайд 2). 300 лет назад в 1711 году в рыбацкой деревушке Мишанинская на севере России близ города Холмогоры родился М. В. Ломоносов. Его отец был рыбаком. С 10 лет маленький Михайло вместе с отцом летом выходил на рыбный промысел в Белое и Баренцево моря (слайд 3). Их судно односельчане назвали «Чайка» за отличные мореходные качества. Зимой Михайло учился грамоте у сельского дьячка. Уже через два года он отлично читал. Прочитал все церковные книги (слайды 4, 5). Первыми его учебниками были «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Он никогда не расставался с этими книгами, постоянно перечитывал их и даже выучил их наизусть (слайд 6).

Михаил Васильевич рано лишился матери, его отец женился вторично. Мачеха укоряла его за то, что он много читает и не помогает отцу ловить рыбу.

Ломоносов слышал рассказы богомольцев о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало его желание учиться. Он решил идти в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Михайло решил покинуть дом  и отправиться в Москву с рыбным обозом (слайд 7).

Не сразу приняли Ломоносова в школу (слайд 8). Он скрыл свое происхождение и выдал себя за дворянина. Было ему тогда 19 лет. Поступил он учиться в Славяно-греко-латинскую академию (слайд 9). Обучение здесь велось на латинском языке. Трудно было Ломоносову: приходилось выносить много неприятностей от товарищей, по возрасту вдвое моложе его, терпеть нужду (школа выдавала 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас). Но Ломоносов преодолел все трудности. В 1735 году, как одного из лучших учеников, его отправили учиться в Петербург (слайд 10), затем в Германию (слайд 11). Немецкие профессоры были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова. Его любимым учителем был профессор Вольф (слайд 12). Вернувшись в Россию, Ломоносов приступает к работе в Петербургской академии наук.

Ломоносов был очень разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, искусства, техники, где не упоминалось бы имя Ломоносова. Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк (слайды 13, 14).

 

Достижения выдающегося русского ученого.

 

* Он организовал при Академии наук в России первую химическую лабораторию (слайды 15, 16). Он первым в России наладил производство цветных стекол (слайд 17), при помощи которых составлялась мозаика. Много замечательных картин и портретов вышло из мозаичной мастерской Ломоносова. Наиболее известными стали «Полтавская баталия» и «Петр I» (слайд 18).

* Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу на Венере с помощью изобретенных им приборов (слайд 19).

* Он сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для русских поэтов. Ода – жанр литературы, основы которого сформулировал Ломоносов.

* Он написал первую русскую грамматику (слайд 20)  и учебник по русской истории.

* Он первым объяснил, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.

* Ломоносов работал над способом получения фарфора из отечественных материалов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге.

* Великий ученый много сделал для развития образования в России. По его инициативе         12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет (слайд 21). Он стремился к тому, чтобы в Университет могли поступать все наиболее способные молодые люди. Поэтому при Университете была создана гимназия. А. С. Пушкин писал о Ломоносове «Он создал первый русский Университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

* Ломоносов по праву считается первым русским ученым. В наши дни за выдающиеся работы в области естественных наук ученым присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова (слайд 22).

Михаил Васильевич Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга (слайд 23).

 

3. Закрепление.

- Когда родился М.В.Ломоносов?

- Назовите первые учебники Ломоносова.

- Когда и каким образом добрался Ломоносов до Москвы?

- Какие трудности пришлось преодолеть Ломоносову?

- Куда был направлен Ломоносов за отличную учебу?

- Где начал он работать по возвращении на родину?

- В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

- Назовите его открытия, которые запомнили.

- Что сделал ученый для развития образования в России?

- Почему А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?

- Почему всем нам известно имя Ломоносова, хотя прошло 300 лет со дня его рождения?

 

4. Подведение итогов.

 

300 лет отделает нас от жизни и судьбы М. В.Ломоносова. И все это время имя его занимает одно из самых главных мест в летописи нашей Родины. Уже при жизни ученого велика была его слава, причем не только в России, но и в других странах. Памятники Ломоносову – воплощение любви народной. На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников ученому. Он стоит напротив Архангельского технологического университета (слайд 24).

Дом отца, где родился Михаил Васильевич не сохранился. Но на его месте к 200-летию со дня рождения Ломоносова была построена земская школа. Теперь здесь музей (слайд 25). Родное село Ломоносова переименовали в Ломоносово Архангельской области. В 1948 году город Ораниенбаум был переименован в г. Ломоносов. Там же стоит памятник Ломоносову, открыт музей (слайд 26).

Его именем назван теплоход (слайд 27), хребет во льдах Северного Ледовитого океана (слайд 28).

В России не забывают великого ученого. Был издан указ Президента РФ о праздновании 300-летия со дня рождения М. В. Ломоносова в 19 ноября 2011 года (слайд 29).

 

5. Разгадаем кроссворд (слайд 30).

 

По горизонтали:

1.Как называется город в Архангельской области, близ которого родился М. В. Ломоносов?

( ХОЛМОГОРЫ)

2. Как называлось судно отца Ломоносова? (ЧАЙКА)

3. Где учился Ломоносов в Петербурге? (АКАДЕМИЯ)

4. Название моря, около которого жили поморы? (БЕЛОЕ)

6. У какой планеты Ломоносов открыл атмосферу? (ВЕНЕРА)

7. Какой язык был международным в XVIII веке? ( ЛАТИНСКИЙ)

8. Город, где был открыт первый Российский университет. ( МОСКВА)

 

По вертикали:

5. Как называется прибор для ориентирования? (КОМПАС)

9. Фамилия великого ученого, 300-летие которого мы будем отмечать в 2011 году? (ЛОМОНОСОВ)

10. Название моря, куда вместе с отцом выходил на промысел Михайло Ломоносов в детстве. (БАРЕНЦЕВО)

11. Наука, в которой сделал открытие Ломоносов с помощью изобретенных им приборов. (АСТРОНОМИЯ)

 

Литература.

  1. В. И. Астафуров. М.В.Ломоносов: Для славы народа российского: Кн. для учащихся 8-11 кл. –  М.: Просвещение, 2001 г.
  2. Э. П. Карпеев. Русская литература и Ломоносов. –  СПб.:Наука, 2005 г.
  3. Э. П. Карпеев. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь. .- СПб. Наука, 1999 г.
  4. Разрезной альбом «Михаил Васильевич Ломоносов». – М.: Изд-во «Планета», 1985 г.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki. Биография  М. В. Ломоносова.
  6. "Русский биографический словарь" rulex.ru (статья А. С. Архангельского).


ПРИЛОЖЕНИЕ.