Опыт реализации наставничества

 

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2023-2024 учебный год

Во время осенних каникул учителя гимназии обсудили вопросы, связанные с реализацией системы педагогического наставничества.

1 ноября 2023 года в гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» прошёл педагогический совет «Реализация системы наставничества педагогических работников в гимназии №73 «Ломоносовская гимназия». Докладчики представили вопросы, освящающие

  • историю развития педагогического феномена наставничества и его современные вызовы;
  • нормативно-правовую базу наставничества в современном российском образовании;
  • результаты деятельности конкретных наставнических пар и групп в гимназии;
  • данные SWOT-анализа, посвященного реализации процесса наставничества в педагогическом коллективе гимназии №73;
  • анализ результатов педагогической диагностики, отражающей оценку удовлетворенности работой в программе наставничества наставляемых и наставников.

В рамках подготовки к педсовету учителя-наставляемые провели открытые занятия и уроки, в которых продемонстрировали достигнутые результаты в рамках реализации персонализированных программ наставничества в 2022-2023 учебном году. В завершении педсовета были озвучены сформированные на 2023-2024 учебный год наставнические пары и группы.

График открытых занятий

Открытые занятиях наставляемых (группы)

Открытые занятия наставляемых (пары)

 

28 мая 2024 года в ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» в соответствии с планом мероприятий Положения о системе наставничества педагогических работников в ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга в 2023-2024 учебном году прошло итоговое мероприятие по результатам реализации целевой модели наставничества.

Итоговое мероприятие по результатам реализации целевой модели педагогического наставничества проводилось в форме круглого стола, затрагивая вопросы, связанные с организацией, отчётной документации, достигнутыми результатами работы и перспективами развития модели педагогического наставничества в 2024-2025 учебном году. Среди главных аспектов в реализации данной модели наставники отметили достигнутые результаты, касающиеся методики проведения занятий и реализации программы воспитания с учётом обновлённых ФГОС, освоения цифровым инструментарием, мотивацию на участие педагогов в традиционных мероприятиях и образовательных событиях гимназии, осознанность обучающихся в выборе будущей профессии.

Реализация по форме «педагог-педагог» велась по двум видам наставничества: в парах и группах. В рамках наставничества в парах реализованы модели: «педагог-профессионал – педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы», «опытный педагог – педагог, приступивший к работе после длительного перерыва», «опытный предметник – неопытный предметник», «педагог-профессионал – педагог, желающий повысить свой профессиональный уровень в воспитательной и внеурочной деятельности». Наставничество в группах реализовано по направлению обучения учителей процедуре включения обучающихся в систему подготовки к ГИА по предметам физико-математического направления и по осуществлению методической поддержки учителей в совершенствовании информационно-образовательной среды.

Важными формами работы стали: входное анкетирование с целью определения дефицитов знаний/умений педагога, индивидуальные консультации, взаимопосещение уроков, мозговой штурм, методическая поддержка, тренинги, экскурсии по гимназии. В качестве наиболее успешных практик работы в парах были отмечены: разработка памяток-алгоритмов по структурированию урока, систематизация наработанных материалов для использования в работе, проведение открытых уроков наставляемыми, пополнение портфолио достижений педагога. В качестве наиболее успешных практик работы в группах были отмечены: получение опыта по работе с базой Параграфа, помощь в подготовке отчётных документов и формирование электронных форм отчёта, знакомство с нормативно-правовой документацией по подготовке ГИА, составление материалов для учащихся по сложным темам ГИА, решение вопросов психологической поддержки учащихся.

Реализация наставничества по формам «работодатель-ученик» и «студент-ученик» велась в традиционной форме (в парах). В качестве наставников выступили представители:  НОЦ Инфохимии (Университет ИТМО), ФГБОУ ВО «РГГМУ», ФГБОУ ВО СПХФУ Минздрава России, ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова», АО НПП «Радар ммс», «Арктического и антарктического» НИИ. Важными формами работы стали: входное анкетирование на выявление запросов обучающихся, конкурсный отбор (мотивационные письма), индивидуальные консультации, практикумы на площадках партнёров. В качестве наиболее успешных практик работы в парах были отмечены: профпробы, знакомство с современными научными тенденциями в выбранной области знаний, опыт реализации проекта на уровне вуза.

В результате SWOT-анализа отмечены следующие высокие показатели результативности:

-     улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника (72% участников Программы);

-     качество и темпы адаптации специалиста на новом месте работы (100% участников Программы);

-     участники Программы отметили улучшение поведения в подшефных классах, сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря Программе наставничества (75% участников);

-     совершенствование профессиональной деятельности педагога: овладение методикой ведения урока, организация мероприятий, работа со школьным активом и т.д. (95%);

-     увеличение доли наставляемых, осознанно выбравших свой профессиональный образовательный маршрут (95%);

-     знакомство гимназистов с современными научными разработками и совершенствование технологии проектирования (100%).

К наиболее важным рискам и трудностям в реализации Программы педагогического наставничества педагоги отнесли:

-     высокую перегрузку педагогов-наставников, как следствие – невозможность регулярной работы с наставляемыми;

-     проблемы в расписание и планированием программы работы наставника и наставляемого;

-     высокую загруженность обучающихся.

2022-2023 учебный год

4 апреля 2023 года в ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга состоялся Педагогический совет по теме «Деятельность администрации и педагогического коллектива гимназии № 73 по реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательном процессе». На педсовете освещались вопросы, связанные с решением педагогических задач при введении обновлённых ФГОС, методологическими основами и технологиями реализации современного занятия.

Одним из вопросов стало методическое сопровождение введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в образовательном процессе гимназии № 73. Данное направление реализуется в рамках модели педагогического наставничества «Наставничество в группе» по направлению деятельности педагогов при введении и реализации обновленного ФГОС НОО, ООО». В эту группа входят 20 учителей, преподающих в 1-х и 5-х классах. В качестве наставника выступает Почётный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора по УВР Гмиро Лариса Владимировна.

В рамках подготовки к педсовету учителя-предметники представили открытые занятия в качестве презентации полученного опыта при реализации данной модели наставничества. Эксперты и педагоги гимназии посетили уроки музыки (учитель Иванова О.А,), русского языка (учитель Мяги Г.В.), английского языка (учитель Летова Н.В.), изобразительного искусства (Кириленко И.А.), физической культуры (Воробьева О.В., Ногаев А.М.), ОДНКНР (Селина Н.В.), математика (Арван Н.В.), литературное чтения (Басистая О.С.), литературы (Макарова У.Ф.), истории и культуры Санкт-Петербурга (Подольская И.В.), занятия внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» и «Разговоры о важном» (Витковская Т.В., Седельникова О.А., Лобанова Д.С., Попова С.С.).

Анализ проведённых занятий позволил выявить наиболее сложные вопросы, отметить промежуточные результаты реализации модели наставничества и продумать дальнейшие пути решения выявленных затруднений.

С небольшими видеосюжетами о проведённых занятиях можно ознакомиться по ссылкам:

Информационное и техническое обеспечение  https://disk.yandex.ru/i/v32meb3wxxwNdw

Организация деятельности обучающихся   https://disk.yandex.ru/i/5oQEzcIErVdz4Q

Оценка и рефлексия  https://disk.yandex.ru/i/Yi7a7hfNy-0YXw

Уроки в 5-х классах  https://disk.yandex.ru/i/Ln30KLM8m6eXlg

Целеполагание  https://disk.yandex.ru/i/LISaC9V5lVXtdQ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3 (ФОТО)

 

07 июня 2023 года в ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» в соответствии с планом мероприятий Положения о системе наставничества педагогических работников в ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга в 2022-2023 учебном году прошло итоговое мероприятие по результатам реализации целевой модели наставничества.

Круглый стол затронул вопросы, связанные с организацией, отчётной документацией, достигнутыми результатами работы и перспективами развития модели педагогического наставничества в 2023-2024 учебном году.

Всего в программе было задействовано 12 наставников и 35 наставляемых. Были реализованы два вида наставничества: в парах и группах.

В рамках наставничества в парах реализованы модели: «опытный педагог - молодой специалист», «опытный педагог – педагог, приступивший к работе после длительного перерыва» и «педагоги-профессионалы – педагоги, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы».

Наставничество в группах реализовано по направлению деятельности педагогов при введении и реализации обновленного ФГОС НОО, ООО и по направлению педагогической деятельности по применению инструментов цифровой образовательной среды в гимназии.

Среди главных аспектов в реализации данной модели наставники отметили достигнутые результаты, касающиеся методики проведения занятий и освоения цифровым инструментарием, мотивацию на участие педагогов в традиционных мероприятиях и образовательных событиях гимназии, помощь наставляемому в осознании и преодолении ошибок и спадов в работе.

Обсуждение было ярким, эмоциональным, но позитивным! Практически все наставники дали своё согласие на участие в повторной программе в следующем учебном году.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (ФОТО)