Что такое УНИО, или может ли ученик делать научные открытия

Наука есть ясное познание истины, 
просветление разума, похвала юности, старости подпора… 
М.В.Ломоносов


Казалось бы, не совсем привычное сочетание слов: наука, научные труды и учащиеся гимназии. Тем не менее, эти термины абсолютно совместимы. Подобный результат образования в Ломоносовской гимназии далеко не случаен. 
Исследовательская деятельность учеников – одна из сторон образовательного процесса гимназии. Педагогический коллектив совместно с учащимися, их родителями и представителями научной и культурной общественности города создал специальную структуру – Ученическое научно-исследовательское общество (в дальнейшем УНИО), Свою работу УНИО ведет с 1992 года. 
УНИО – самодеятельная детская организация. В ней активно работают три секции: гуманитарная, естественнонаучная и физико-математическая. Работу каждой секции возглавляет председатель из числа старшеклассников, актив и учитель-куратор. Вступить в члены УНИО можно с 5 класса, выбрав свою интересную тему для исследования. 
Какие темы волнуют пятиклассников? Кто-то прочитал книгу о бумаге, и она ему так понравилась, что теперь он решил поглубже изучить «родословную» бумаги. «А я очень люблю цирк, - заявляет другой пятиклассник. Теперь буду писать работу по истории цирка». Кому-то интересно наблюдать за домашними питомцами. Вот и появляются научные работы на темы: «Адаптация дворовой собаки в условиях города»; «Выработка условных рефлексов у домашней крысы»; «Условия роста и размножения земноводных». А кого-то заинтересовали старинные фотографии бабушек, дедушек. А это новые темы для исследований: «История моей семьи в истории страны», «Где жили мои бабушка и дедушка», «История домашних вещей (о чем рассказали старые вещи)». С таких «домашних» тем начинается серьезная научная работа и дальнейшая научная жизнь. 
На Х Общешкольной конференции УНИО учащиеся старших классов представили свои серьезные академические работы: Егорейченко Наталья «Золотой петушок по-японски», Шуватова Валерия «Лимерики: поэзия абсурда», Качалова Мария «Представление графической информации в компьютере», Чудова Елизавета «Элементы комбинаторики и теории вероятности», Левко Дмитрий «Электромагнитное поле и его влияние на здоровье человека», Кузьмина Ольга «Биологически активные волокна. Антимикробные волокна». 
У гимназистов научными руководителями являются не только учителя, но и преподаватели вузов: Политехнического, Зоологического, Педагогического им.А.И.Герцена, Технологии и дизайна, Лесотехнической академии. 
Для объединения членов УНИО и демонстрации реального вклада каждого в работу секции и общества, существуют общешкольные традиционные праздники: посвящение в члены УНИО, Ломоносовские чтения (ноябрь), интеллектуальные ринги, КВН, итоговые общешкольные конференции (апрель). 
Они включают в себя серьезные выступления по изучаемым проблемам, а также яркие, веселые «рекламные шоу», «капустники», спектакли. УНИО создает ту неформальную среду, где каждому найдется место для интересного общения. Сейчас в составе УНИО более 150 человек. 
Над своей исследовательской темой некоторые учащиеся работают несколько лет, что дает достаточно интересный результат. На Конференции УНИО представление таких работ (по своей процедуре и стилю) близко к защите дипломных работ студентами. 
В старших классах работа в УНИО идет через систему тьюторских групп, когда один день в неделю учащиеся работают на своей «исследовательской площадке» вне школы. Компьютерный зал экономико-математического института, в архивах и специальных хранилищах мемориальных литературных музеев, на кафедрах и в лабораториях ВУЗОв при непосредственном руководстве научных руководителей. С 1996-97 учебного года учащиеся, учителя, научные руководители вышли на оригинальную форму публичной аттестации – защиту выпускных экзаменационных работ учащимися 11-х классов. 
Чем интересно УНИО педагогам, родителям и детям? 
Этот вопрос был задан в анкетах на одной из Конференций УНИО. Вот какой результат мы получили. 
Во-первых, УНИО позволяет развивать творческие возможности и способности учащихся. 
Во-вторых, школьники овладевают полезными видами познавательных умений. 
В-третьих, учащиеся могут получить дополнительную информацию (сверх образовательной программы) по интересующей их теме. 
В-четвертых, это позволяет тесно сотрудничать с научными и культурными учреждениями СПб, музеями, библиотеками. 
Ученическое научно-исследовательское общество живет и развивается. Деятельность общества продолжается, становясь все более сложной, разнообразной и, надеемся, интересной. 

Александрова Татьяна Константиновна - заместитель по научно-методической работе, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, кондидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Комментарии 

 
-20 #2 liza 27.10.2011 14:42
фу отстой говно фуууууууууууууу у нет слов для такой бредятины! :-x
 
 
-17 #1 liza 27.10.2011 14:41
:-x :-x